Применение магнитных и гироиндукционных компасов
Совмещенный магнитный компас
и его применение
На современных вертолетах устанавливаются совмещенные магнитные компасы типа КИ-12, КИ-13. Совмещенными они называются потому, что чувствительный элемент (постоянные магниты) и шкала отсчета курса жестко закреплены на одном подвижном основании — картушке.
Картушка находится внутри герметического корпуса в специальной жидкости — лигроине и вращается вокруг вертикальной оси. Картушка имеет равномерную шкалу с ценой деления 5° и оцифровкой через 30°. Два параллельных постоянных магнита находятся под картушкой вдоль линии лимба 0—180°.
В передней части корпуса за защитным стеклом находится курсовая черта для отсчета показаний курса вертолета по шкале. Имеются два шлица для вращения постоянных магнитов девиа — ционного прибора.
При подготовке к полету проверяется надежность крепления компаса, наличие графиков остаточной девиации, количество жидкости в корпусе.
Точность измерения курса проверяется сравнением магнитного курса, измеренного совмещенным компасом, с магнитным курсом, полученным с помощью других курсовых приборов. Разница не должна превышать 3°.
В полете курс вертолета определяется в режиме горизонтального полета с постоянной скоростью. При наблюдении за показанием компаса в течение 20—30 с сделать средний отсчет ком
пасного курса ККср. Для расчета магнитного и истинного курса следует учесть девиацию, взятую из графика на вертолете, и магнитное склонение. Ошибка в измерении курса при этом составляет 3—4°.
В полете с неустановившимся режимом в показаниях компаса возникают ошибки от увлечения картушки жидкостью и ускорений ее вращения. Первая ошибка возникает при развороте вертолета из-за увлечения картушки жидкостью. Поэтому курс по компасу следует определять не ранее 15—30 с после выхода вертолета из разворота. Ошибка от ускорений возникает из-за влияния на картушку вертикальной составляющей магнитного поля Земли при отклонении картушки от горизонтального положения на развороте, при разгоне, торможении и других эволюциях вертолета.
При развороте вертолета максимальная величина этой ошибки соответствует северным и южным курсам (0 и 180°), минимум ошибки (равна нулю) соответствует курсам 90 и 270°.
При использовании совмещенного компаса надо учитывать, что* при разворотах в северных секторах курсов (60—300°) картушка компаса отстает, и выход из правого разворота необходимо производить при текущем значении курса меньше требуемого на угол крена, вывод из левого разворота — при текущем значении курса больше требуемого на угол крена.
При разворотах в южных секторах курсов (120—240°) картушка компаса опережает заданное направление, и вывод при правом развороте необходимо производить при показаниях компаса больше требуемого курса на угол крена, при левом развороте — при показаниях меньше требуемого. При разгоне и торможении максимальное значение ошибки будет при полете с магнитным» курсами 90 и 270°.
Показания компаса изменяются при включении обогрева ПВД и стекол, а также стеклоочистителей.
Совмещенный компас является дублирующим курсовым прибором. Средняя квадратическая ошибка измерения курса магнитным компасом равна 2°.