Применение магнитных и гироиндукционных компасов

Совмещенный магнитный компас
и его применение

На современных вертолетах устанавливаются совмещенные маг­нитные компасы типа КИ-12, КИ-13. Совмещенными они назы­ваются потому, что чувствительный элемент (постоянные магни­ты) и шкала отсчета курса жестко закреплены на одном подвиж­ном основании — картушке.

Картушка находится внутри герметического корпуса в специ­альной жидкости — лигроине и вращается вокруг вертикальной оси. Картушка имеет равномерную шкалу с ценой деления 5° и оцифровкой через 30°. Два параллельных постоянных магнита находятся под картушкой вдоль линии лимба 0—180°.

В передней части корпуса за защитным стеклом находится кур­совая черта для отсчета показаний курса вертолета по шкале. Имеются два шлица для вращения постоянных магнитов девиа — ционного прибора.

При подготовке к полету проверяется надежность крепления компаса, наличие графиков остаточной девиации, количество жид­кости в корпусе.

Точность измерения курса проверяется сравнением магнитного курса, измеренного совмещенным компасом, с магнитным курсом, полученным с помощью других курсовых приборов. Разница не должна превышать 3°.

В полете курс вертолета определяется в режиме горизонталь­ного полета с постоянной скоростью. При наблюдении за показа­нием компаса в течение 20—30 с сделать средний отсчет ком­
пасного курса ККср. Для расчета магнитного и истинного курса следует учесть девиацию, взятую из графика на вертолете, и маг­нитное склонение. Ошибка в измерении курса при этом составля­ет 3—4°.

В полете с неустановившимся режимом в показаниях компа­са возникают ошибки от увлечения картушки жидкостью и уско­рений ее вращения. Первая ошибка возникает при развороте вер­толета из-за увлечения картушки жидкостью. Поэтому курс по компасу следует определять не ранее 15—30 с после выхода вер­толета из разворота. Ошибка от ускорений возникает из-за влия­ния на картушку вертикальной составляющей магнитного поля Земли при отклонении картушки от горизонтального положения на развороте, при разгоне, торможении и других эволюциях вер­толета.

При развороте вертолета максимальная величина этой ошибки соответствует северным и южным курсам (0 и 180°), минимум ошибки (равна нулю) соответствует курсам 90 и 270°.

При использовании совмещенного компаса надо учитывать, что* при разворотах в северных секторах курсов (60—300°) картушка компаса отстает, и выход из правого разворота необходимо про­изводить при текущем значении курса меньше требуемого на угол крена, вывод из левого разворота — при текущем значении курса больше требуемого на угол крена.

При разворотах в южных секторах курсов (120—240°) картуш­ка компаса опережает заданное направление, и вывод при пра­вом развороте необходимо производить при показаниях компаса больше требуемого курса на угол крена, при левом развороте — при показаниях меньше требуемого. При разгоне и торможении максимальное значение ошибки будет при полете с магнитным» курсами 90 и 270°.

Показания компаса изменяются при включении обогрева ПВД и стекол, а также стеклоочистителей.

Совмещенный компас является дублирующим курсовым при­бором. Средняя квадратическая ошибка измерения курса магнит­ным компасом равна 2°.